Краеведение (история села, уголок русского быта, немцы Поволжья)
История села
ПОДЛЕСНОЕ
История колонии Унтервальден (Майнгард, после 1915 г. – Подлесное) восходит ко времени оснований колоний по Указу императрицы Екатерины II, издавшей две редакции Манифеста от 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, В Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о даровании им правам».
Колония Унтервальден была основана вызывателем голландским бароном Борегардом де Кано в 1768 году на реке Малый Караман. Через два года было решено перенести колонию (помимо Унтервальдена было перенесено еще 12 колоний) из-за непригодности земель на берег Волги севернее колонии Орловская. В 1770 году пришлось разбирать уже построенный дома и возводить их на новом месте. Кстати, решение о переносе было не совсем продуманным и объяснялось незнанием специфики местного климата и почв. В дальнейшем эти земли успешно использовались в хозяйственной деятельности. К этому времени в колонии проживало около 150 человек. По данным на 12 сентября 1771 года колонисты вызывателя Борегерда были полностью обустроены.
Население занималось выращиванием зерна, табака, картофеля. На 40 семей, в которых жителей мужского пола проживало 89 человек, женского – 58 человек, приходилось 80 лошадей, 41 корова (сюда же включены и телята). Сразу же было высажено 102 четверти ржи. Для жительства было выстроено 8 жилых покоев, амбары и конюшни отсутствовали.
Число семей и жителей колоний изменялось по годам так:
годы |
кол-во семей |
мужчин |
женщин |
1788 |
33 |
98 |
96 |
1798 |
37 |
126 |
108 |
1816 |
62 |
202 |
184 |
1834 |
84 |
383 |
395 |
1850 |
129 |
553 |
564 |
1857 |
129 |
622 |
627 |
Согласно описанию Конторы Опекунства Иностранных, составленному надворным советником Поповым 24 февраля 1798 года (по старому стилю), колония Унтервальден поселена при реке Волге на луговой стороне. Расстояние от городов – губернского Саратова 75 верст, уездного Вольска зимним путем – 25, а летним – 32 версты, от колонии Люцерн – 2, от Сузанненталь – менее версты. Граничит Унтервальден с рекой, с землями колоний Люцерн и Сузанненталь и с дикопоросшей.
Жителей мужского пола в колонии проживает 126 человек, женского – 108 человек, всего – 234 человека, составляющих 38 семейств. Жители лютеранского и реформатского вероисповедания. 30 семей – лютеранского вероисповедания и принадлежат к Баратаевскому приходу. Реформатского вероисповедания – 8 семейств, принадлежащих Екатериненштадскому приходу, где живут пасторы, здесь же имеется небольшая и очень ветхая церковь, в которой в воскресные дни собираются для моления, а пасторы служат временно и приезжают в основном по приглашению для таинственных свершений.
Отдельной школы в колонии нет. Малолетних детей обучает избранный самими колонистами шульмейстер в своем деле. Обучал шульмейстер чтению, писанию и закону Божьему.
В бывшее Опекунское межевание колонии было отмежевано удобной пашенной земли 1347 десятин, сенных покосов – 80, лесу – 51, а всего 1478 десятин. Дополнительно на расстоянии 16 верст от колонии в займище реки Волги между земельными нарезами колоний Цюрих и Базель дано сенных покосов – 110 десятин и лесу – 30 десятин сроком на десять лет. Помимо этого для рубки леса дозволен выезд к берегам речки Тишанки и к берегу реки Волги, где колония имеет свои пустоши. Вся отмежеванная земля пригодна для хлебопашества, но жители используют для хлебопашества только 500 десятин. Под усадьбой и дорогами – 40 десятин. На оставшейся пасут рогатый и мелкий скот, лошадей пасут близ реки Малый Караман.
Сенных покосов в действительности не больше 9 десятин, а в отхожей пустоши – 80 десятин. Прочие 71 десятина покосов отмыта рекой Волгой и занесена песками.
Из-за нехватки лугов сено всегда покупали в деревне Маянге, лежащей от колонии в 40 верстах, и в правобережье в селах Воскресенском и Березняках, живущих в 4-х и 25-ти верстах от Унтервальдена.
Леса в колонии не более 3-х десятин, а остальные 48 – наполовину отмыты Волгой, а оставшиеся 20 с лишним десятин – переведены в заповедный. Поэтому нехватку дров и для других надобностей покрывали приобретением леса в вышеперечисленных селениях. Жители рассказывали о своих стараниях развести лес, для чего высаживали талы, но деревья не росли, высыхая почти сразу. Видя бесплодность этих занятий, посадку леса колонисты прекратили.
Недостаток в лесе и сенных покосах здешних жителей совершенно изнуряет: весь доход, полученный от земледелия, колонисты вынуждены употребить на покупку сена, леса и дров, поэтому на оставшиеся средства едва могли содержать себя.
Живут все, за исключением 5 семейств, в посредственном состоянии, даже имеют содержанием от своих работ. Совершенно бедных в колонии нет. В 17 домах – строение новое, остальные – старые и ветхие, есть и те, которые даны были при начале поселений. Каменных строений нет, так как в округе колонии камня для построек нет. Строения состоят из избы с сенями, амбара и конюшни, а вместо заборов по большей части сделаны плетни.
Позади домов у всякого семейства разведен огород, где сажают различные овощи. Притом у всех есть сады, где рассажены плодовые деревья – не менее 50.
Пчельников и мельниц нет, а мелят хлеб в находящихся поблизости мельницах.
Пашенная земля разделена на три поля. Та, на которой сеют табак, удабривается навозом. Прочую же землю никогда не удабривают. Пашут плугами на лошадях, распахивают в своей даче (отмежеванной земле) – 500 десятин, в казенной степи – около 100 десятин. Ближняя пашня отстоит от колонии менее 2-х верст, а последняя – не более 8 верст.
Хлеба, картофеля и табака здешняя колония сеет довольно. Урожай ржи, пшеницы, овса, картофеля и табака бывает хороший, ячменя и гороха – посредственный. Просо, если не побьет морозы, дает изобильный урожай.
Сжатый хлеб по примеру русских земледельцев колонисты складываются в скирды и по окончании полевых работ свозят в сделанное близ колонии гумно, где после и молотят зерно невысушенным. Работу выполняют летом, а иногда и зимою, лошадьми. Поступают так из безвыходности положения: из-за нехватки леса и дров колонисты не имеют возможности обзавестись подобно русским овинами, где можно было бы сушить зерно.
Хлебный общественный магазин находится в удобном, безопасном от огня месте, но строение очень маленькое и ветхое. Сбор хлеба в этот магазин производится с 1783 года по предписанию Саратовской казенной палаты экспедиции директора экономии. И к 1798 году в этот магазин собрано ржи и пшеницы по 32 четверти, овес не собирался. Ведомости о сборе бывший шульц и нынешний не ведут, расписок о выдаче взаем не собирают. Поэтому было сделано надлежащее наставление.
Скота в здешней колонии у жителей довольно. Из птицы разводят только кур. Жители к работе прилежны. В домашних и жизненных припасах недостатков не имеют, кроме льна и конопли. Эти культуры колонисты сеяли несколько лет подряд, но лен и конопля урожая не дали.
Хлеб и прочие избытки колонисты из-за удобства, большей частью продают в Вольске. Иногда покупатели приезжают в саму колонию.
По данным 1798 года в колонии было 38 семей, в которых было 64 работника.
Общее число скота и птицы в семьях было следующим:
- лошадей - 208
- коров - 194
- овец - 391
- свиней - 93
- кур - 370
культура |
Посеяно осенью 1796 г. и в лето 1797 г. (в четвертях) |
Урожай 1797 г. |
Рожь |
118 |
650 |
Пшеница |
168 |
831 |
Ячмень |
10 |
44 |
Овес |
84 |
500 |
Просо |
9 |
77 |
Горох |
4 |
14 |
Картофель |
33 |
78 |
Табак |
|
575 пудов |
Табак привезли на Волгу переселенцы из Голландии, поселившиеся в колонии Екатериненштадт. Эта культура получила быстрое распространение в колониях Борегарда и на несколько лет стала главной статьей сельскохозяйственного производства. Первоначально табак выращивался для собственных нужд. Но уже с 1775 года разведению табака стало уделяться особое внимание. Производство табака быстро развивалось и давало неплохие доходы. Фабрики в Саратове и Петербурге работали на полную мощность. В конце XVIII века открывается табачная фабрика в Екатериненштадте.
По данным переписи 1912 года в колонии Унтервальден проживало 3598 человек. С 1798 года по 1912 год население колонии выросло более чем в 15 раз.
В настоящее время Подлесное – центр одноименного округа, куда входит село Сосновка. Население составляет 3731 человек. Это крупнейшее село района и одно из крупных в области. Расположено в северно-западной части района на волжской террасе между старицей реки Гнилуха и протокой реки Воложки, в 25-ти км от райцентра – г. Маркса и в 75 км от железнодорожной станции у автодороги Саратов – Самара.
В селе действует школа, Дом культуры, больница, отделение связи, предприятия торговли и общественного питания, АЗС. Близ села головной водозабор магистрального канала Комсомольской оросительной системы.
|
|
|
|
Предметы русского быта |
|
Скатерть |
|
Историческая справка
Переселение немцев в Россию является одним из результатов усиленной колонизационной политики русского царского правительства, начатой еще в эпоху Петра 1 и продолженной правительством Екатерина II.
Переселение немцев в Россию никогда не обуславливалось какими-либо политическими соображениями со стороны немцев, а исключительно поисками лучшей жизни. Это было бегство от непосильного феодального гнета, разного рода религиозных преследований, нищеты и воинской повинности.
Одним из самых больших и массовых является переселение немцев из разоренной семилетней войной Германии в Россию по изданному Екатериной II Манифесту от 22 июля 1763 года. В период с 1964 года по 1772 в Поволжье переселились из Германии 8000 немецких семей, всего около 27000 душ, которые образовали в Поволжье 104 колонии.
Вторая волна немецких переселенцев прибыла в Россию в начале XIX века и осела на Украине и на Кавказе. История немцев Поволжья и других бывших немецких районов свидетельствует о тяжелых экономических трудностях, которые приходилось преодолевать на необжитых просторах. Особенно трудными были первые десять лет, в течение которых умерло около половины населения. Суровый климат, незнание местных условий ведения сельского хозяйства, ряд засушливых неурожайных лет, недостаток материальных средств, плохая организация правительственной помощи и злоупотребления чиновников всех рангов – вот условия, в которых обосновывались колонисты. Но сохранившиеся литературные памятники неоспоримо свидетельствуют, что уже в те далекие годы в людях росло и крепло сознание неразрывной связи с судьбами России.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции одним из первых актов Советской власти в области национальной политики было создание «ТРУДОВОЙ КОММУНЫ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ» в районах наиболее компактного расселения немцев на Волге. В 1924 г. Коммуна была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья и создан ряд национальных районов на Украине, Кавказе, немного позднее и на Алтае.
Этим правительственным актом немецкие колонисты были признаны гражданами Советской России и приняты равноправными членами в единую семью советских народов, но им были предоставлены и все возможности для дальнейшего развития как нации.
Существование автономной республики немцев Поволжья, ее значительные успехи в социалистическом строительстве имели огромное морально-психологическое и культурное значение для всех советских немцев, независимо от их места жительства.
Уже во время гражданской войны немецкая беднота организовала партизанские отряды и показала много примеров мужества в борьбе за советскую власть. Немецкие рабочие и крестьянская беднота боролись на всех фронтах гражданской войны за социалистическую республику.
Первый Екатерининштадтский немецкий коммунистический полк боролся против германских оккупантов на Украине. Второй Бальцерский немецкий полк воевал против Врангеля и Деникина. Первый немецкий кавалерийский полк воевал в Первой конной Армии Буденного с Врангелем, Махно и белополяками.
При советской власти в результате последовательного проведения в жизнь ленинской национальной политики Автономная Республика немцев Поволжья получила возможность всестороннего развития производственных сил и стала к концу второй пятилетки передовым и высокоразвитым сельскохозяйственным районом с быстро развивающейся промышленностью. По интенсивности внедрения новой агротехники республика занимала одно из первых мест в стране.
Наряду с этим Автономная республика немцев Поволжья была одна из первых республик сплошной грамотности. В АССР насчитывалось 171 национальных школ, 11 техникумов, 3 рабфака, 5 вузов. Кроме того, 172 колхозных клуба, 20 домов культуры, национальный театр и детский театр в г.Энгельсе.
Издавалась 21 газета на немецком языке. За три года (1933 – 1935) немецким издательством было выпущено 555 названий немецких книг. За годы существования республики были выращены свои национальные кадры – технические, культурные, научные. В результате проведения последовательной ленинской национальной политики республика стала краем цветущей социалистической культуры.
Недолго длился период развития и расцвета советской немецкой экономики и культуры. Еще до начала Великой Отечественной войны, в годы культа личности Сталина с его пагубными для всей страны уродливыми явлениями были арестованы как враги народа руководители партийных, советских, комсомольских организаций, колхозов, МТС, а также десятки тысяч немецких тружеников.
Но все эти репрессии против советских немцев были только прелюдией к трагедии, которая началась для советского немецкого населения в первые дни войны. Все боеспособное и трудоспособное население, вместо того, чтобы ему доверить защиту своего отечества с оружием в руках, было направлено в так называемую «трудармию», где с ними обращались как с заключенными.
Указ от 28 августа 1941 года, обвинивший немцев Поволжья в шпионаже и диверсиях, насильственно уничтожил АССР НП и на долгие годы оборвал развитие советской немецкой культуры в нашей стране.
В 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР советский немецкий народ был полностью реабилитирован. Все обвинения сняты, акт произвола признан исторической ошибкой. Вновь начала развиваться советская немецкая культура.
Год 1988. В СССР проживает 2 млн. 200 тыс.немцев. По статистике наш народ занимает 14-е место в стране. Для удовлетворения духовных запросов немецкого народа существуют следующие очаги культуры: единственный в стране Немецкий драматический театр в г.Темиртау, три газеты – «Нойес Лебен» - г.Москва, «Фройндшафт» - г. Алма-Ата, «Роте Фане» - г.Славгород, Алтайского края, единственный литературно-публицистический альманах «Хайматлихе вайтен» г.Москва, немецкие редакции телевидения в г.Караганда, Алма-Ата, Омск, Барнаул, Фрунзе. В ряде городов и сел страны есть школы и группы по изучению немецкого языка как родного. Национальных школ и детских садов нет…
|
|
|
|
Старинные книги |
|
Уголок русского быта |
|
Старинная медная табличка 1861г. | |
|
|
Старинная медная табличка 1861г. |
|
Счетная машинка |
|
|
|
|
Предметы быта |
|
Шкатулка-игольница |
|
Наша малая Родина
У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь, - к отчему краю.
Писатель В.Г. Распутин говорил: «Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями». «Малая» родина – это частица великого Отечества, которое дано человеку его судьбой, завещено его предками. Отечество – это великая страна с её историей и традициями с её прошлым, но это и то место на земле, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, это то место, куда уводит тебя твоя память в самые трудные минуты жизни. Неразрывна связь между памятью детства и любовью к отчему дому. Память рук, память глаз, память сердца кровно привязывают нам к маленькой точке на нашей земле, где ты родился. А значит, к Родине. Не случайно «род» и «родина» - слова одного корня. Много мы берем из родительского гнезда. Здесь – истоки патриотизма. Здесь начинается каждый из нас.
Такой точкой на карте нашей Родины стало для нас село Подлесное Марксовского района – наша «малая» родина. И чтобы не утратить связь с этой «малой» родиной, чтобы любить и помнить о ней, нужно знать историю, прошлое своей родины. Припасть к истокам, испить из них и, почувствовав вкус чистейших родников, навсегда оставить в своей душе любовь к этим истокам.
История нашего села уходит в глубь веков. В эпоху Петра I в результате усиленной колонизационной политики началось переселение немцев в Россию, затем эту политику продолжило правительство Екатерины II.
Одним из самых больших и массовых является переселение немцев из разоренной семилетней войны Германии в России по изданному Екатериной II Манифесту от 22 июля 1763 года. В период с 1764 года по 1772 год в Поволжье переселилось из Германии 8300 немецких семей всего около 27000 душ, которые образовали в Поволжье 104 колонии.
Именно эту дату образования села Подлесное называет старейший житель нашего села – Антропов Александр Михайлович.
Первыми в необитаемых заволжских степях появились немецкие переселенцы. За Волгой до 1760 годов не было ни одного населенного пункта. Но вот, хотя и медленно, начала оживать степь. На месте нынешнего села Сосновка появился первый дом, в котором поселились первые переселенцы, а в другой половине нанятая ими бригада строителей. Строительство села, как обычно началась с церкви, и вот, когда церковь была почти готова, началось строительство села
Место для церкви выбиралось самое красивое, высокое, чтобы видна была церковь со всех уголков.
Строительство села Сосновка началось раньше, чем Подлесного. Основателем этого села был немец по фамилии Винкельман, именно так и было названо это село.
Село Подлесное было основано поселенцем Майнгардом и получило название Майнгард.
Трудно приходилось первым переселенцам в необжитых просторах заволжских степей. Особенно трудными были первые десять лет, в течение которых умерло около половины населения. Суровый климат, незнание местных условий ведения сельского хозяйства, ряд засушливых неурожайных лет, недостаток материальных средств – вот условия, в которых обосновывались колонисты. После победы Великой Октябрьской социалистической революции одним из первых актов Советской власти в области национальной политики было создание «Трудовой коммуны немцев Поволжья» в районах наиболее компактного расселения немцев на Волге. В 1924 году Декретом ВЦИК от 19 декабря Коммуна была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья. Республика состояла из 22 районов (Кантонов) со столицей в г.Энгельсе. Из территории бывшего Марксовского района образовался Кантон. Его назвали Унтервальден, т.е. село переименовали из Майнгарда в Унтервальден и стал Унтервальденский район. В музее есть карта Кантонов по выдаче госактов (1935 года). В тоже время село Винкельман было переименовано в Сузанненталь, что в переводе означало «Сосновская долина».
Жизнь в селе набирала свои обороты. Развивалось животноводство, растениеводство. Открывались школы, колхозные клубы. Преподавание в школах шло на немецком языке.
Но не долго длился период развития и расцвета советской немецкой экономики и культуры. Грянула Великая Отечественная война.
28 августа 1941 года в немецкой центральной газете был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Это была трагедия для немецкого народа проживающего на берегах Волги.
Первое село из Унтервальденского района, которое было выселено – село Сосновка. Произошло это 3 сентября 1941 года. Страшно было смотреть на опустевшие дома, на бродивших одиноко коров, брошенных собак и кошек. В селе никого не осталось, кроме нескольких семей-беженцев из Одесской области. Жители Подлесного, т.е. Унтервальдена, были выселены 20 сентября 1941 года. В двух селах осталось всего лишь четыре семьи коренных жителей, те у которых были русские корни. В Сосновке – Антроповы и Бусурины, а в Подлесном – Токмаковы и Лещины. Никого больше не было. Порой из Воскресенска наезжали жители для того, чтобы что-то увезти.
В конце сентября приехали в Сосновку 29 человек из Духовницкого, чтобы принять скотину, хозяйство. Вот они и начали заниматься колхозом.
3 октября привезли на площадь к церкви переселенцев с Украины Старобельского района Ворошиловградской области, крестьян колхоза им. Ворошилова. Это был осенний дождливый день. Люди стояли около церкви, как бы набираясь душевной силы для того, чтобы пережить то тяжелое горе, которое выпало на их долю. К вечеру всех развезли по тем местам, где они должны были заново начинать свою жизнь. Одних отправили в Баскатовку, других – в Михайловку, часть осталась в Подлесном. Но не только беженцы с Украины обосновались в наших селах, были здесь и переселенцы из других областей и районов нашей страны.
В 1942 году только в Сосновке проживали жители 18 национальностей: украинцы, русские, белорусы, евреи, казахи, был даже один иранец.
Жизнь продолжалась. Несмотря на всю тяжесть, которая выпала на долю людей военного поколения, они продолжали жить, продолжали трудиться, так как нужно было поддержать тех, кто был на фронте. Самоотверженно трудились в тылу животноводы и хлеборобы, полеводы и механизаторы, а ведь в селах остались преимущественно одни женщины и дети.
В 1941 году с августа по декабрь на территории села Подлесное формировалась 3-МВДБ, которая затем прошла славный боевой путь по дорогам войны. Воины размещались в сельских домах, а штаб их находился в бывшем доме колхозника. Ныне это жилой дом.
Ребята из группы-поиск «Голубая пехота» в 1985 году, после того как получили письмо от ветерана этой бригады Паршута Степана Прохоровича, занялись поиском ветеранов этой бригады и собрали огромный материал, разыскали некоторых участников бригады, которые считались погибшими. В 1986 году, через 45 лет, ветераны 3-МВБД вновь встретились на Саратовской земле.
Война продолжалась и требовала новых сил. Стали уходить из села на фронт уже те, кто приехал в село как переселенец. Ушли Антропов, Мищенко, Стативко, Попов, Бусурин. Не все они вернулись домой. Многие из наших односельчан погибли на фронтах Великой Отечественной войны, многие пропали без вести. Вот только некоторые фамилии: Попов Василий – бригадир полеводческой бригады, ушел на войну в 1943 году, а ровно через 10 дней пришла похоронка, Пикалов Владимир – погиб в бою 20 сентября 1943 года, Ячкин Виктор – пропал без вести 22 июня 1943 года. Все они внесены в Книгу Памяти.
Окончилась война.
С победой возвращались домой солдаты. С радостью встречала их родная земля. Вернулись с победой Белозеров А.Ф., Нефедов Николай, Андропов А.М., Попов Федор Васильевич, Волков Николай. Все они с честью прошли этот трудный военный путь и возвратились домой, чтобы поднимать подорванное войной хозяйство. Ведь из 2000 га земли, обрабатываемой в колхозе «Правда» с. Сосновка к концу войны обрабатывалось всего лишь 300 га. Было трудно, но армейская закалка, фронтовая выдержка помогали им везде: и на тракторе в колхозе, и на ферме, и за учительским столом.
Прошло много лет с той поры, когда закончилась война, ни одно поколение выросло с тех пор, но забыть те тяжелые дни нельзя, как нельзя забыть свое прошлое, свою историю. И спасибо большое нашим ветеранам, что, несмотря на свои годы, свое здоровье, они находят время и приходят в школу, чтобы рассказать нам о том, как они воевали, как ковалась наша Победа. В музее Боевой Славы собран богатый материал, посвященный нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны. Их прошлое – это наша история, а поколение, которое не знает и не чтит своей истории – это потерянное поколение. Мы не хотим быть таковым.
|
|
|
|
Полотенца и салфетки |
|
Бабушкин сундук |
|
Стена уголка русского быта | |
|
|
Стена уголка русского быта |
|
Прялка |
|
|
|
|
Гармонь |
|
Весы 1909год |
|
СОСНОВКА
История колонии Сузанненталь (Винкельманн, после 1915 года – Сосновка) восходит ко времени основания колонии по Указу императрицы Екатерины II, издавшей две редакции Манифеста от 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правам».
Колония Сузанненталь была основана 3 августа 1767 года вызываетелем голландским бароном Борегардом де Кано и названная им в честь жены – по ее имени.
Население занималось выращиванием табака, зерна и картофеля. Численность населения на год основания составляла 98 человек. А к 1769 году в колонии проживало 33 семьи: 70 мужчин и 64 женщины, всего 134 человека. В этих семьях содержалось 87 лошадей, 39 коров и телят. Жилых построек – 10, амбаров и конюшен не было.
Число семей и жителей колонии изменялось по годам так:
годы |
количество семей |
мужчины |
женщины |
1788 |
18 |
50 |
36 |
1798 |
19 |
52 |
60 |
1816 |
28 |
93 |
95 |
1834 |
39 |
172 |
164 |
1850 |
52 |
256 |
239 |
1857 |
64 |
314 |
318 |
Согласно описанию Конторы Опекунства Иностранных, составленному надворным советником Поповым 26 февраля (по старому стилю) 1798 года, колония поселена при реке Волге на луговой ее стороне. Расстояние до губернского города Саратова – 76 верст, до уездного Вольска зимним путем – 24, летним – 31 верста, от колонии Унтервальден – менее версты, до Баскатовки – столько же. Граничит колония с землями колоний Унтервальден, Баскатовки, рекой Волга и дикопоросшей степью.
Жителей в колонии мужского пола – 52, женского – 60, всего – 112 человек, составляющих 19 семейств. Колонисты – различного вероисповедания. 14 семей лютеранского вероисповедания и принадлежат к Баратаевскому приходу; 2 семьи – реформатского вероисповедания и принадлежат к Екатериненштадскому приходу; 2 семьи – католического вероисповедания и принадлежат к Панинскому приходу. Своих церквей и молельных домов в колонии нет. Поэтому в воскресные дни все собираются в одном из лучших домов для моления. Если есть надобность, то вызывают патеров и пастеров из близлежащих приходов для совершения обрядов.
Малолетние дети обучаются письму, чтению и закону Божьему шульмейстером из других колоний, так как своего шульмейстера нет.
Землевладение колонии составляет: пашенной земли – 669 десятин, сенных покосов – 73, всего – 742 десятины. Еще в 16 верстах от колонии дано отхожей пустоши от нареза колонии Цюрих по берегу вниз по Волге между сенными покосами колонии Золотурн и отхожей пустошью угодий колонии Баскатовки покосов – 22 десятины, леса – 20 десятин, для рубки леса выделены участки по реке Тишанке и реке Волге.
Хлебопашеством заняты 250 десятин, под усадьбой и дорогой – около 20 десятин. Оставшаяся земля песчаная и солонцеватая, очень бугристая и поэтому для хлебопашества непригодна. Скот пасут в колониях Унтервальден и Баскатовке, рогатый и племенной скот пасут на неудобной для пашни земле. Лошадей пасут недалеко от реки Малый Караман на земле, снимаемой по контракту в 10 верстах от колонии. Сенных покосов в колонии не больше 35, а в отхожей пустоши 10 десятин. Остальная земля покосов со временем отмыта рекой Волгой и занесена песками. Недостаток леса колонисты покрывают приобретением его у крестьян нагорной стороны в селах Воскресенском и Березняках, находящихся на расстоянии в 4 и 29 верстах от Сузанненталя. Лес, находящийся в нарезах колонии, в основном осиновый, осокарь и таловый. На дрова и прочие свои надобности в основном лес приобретать вынуждены в селе Воскресенском. Таловый хворост колонисты рубили на близлежащем полуострове. Колонисты уверяют, что неоднократно пытались развести у себя лес: сажали талы, но деревья не росли, высыхая в самом начале. Видя бесплодность своих занятий, разведением леса уже не занимались. При этом были вынуждены пользоваться только покупным, употребив на это в 1798 году 400 рублей. А в иные годы, когда лес бывал дороже, то употребляли почти все, что получали от земледелия. Большую нужду колонисты испытывают и в выпасных землях для лошадей.
Живут все, исключая 2 семьи, в посредственном состоянии. Вышеназванные две семьи содержат себя работой у других. Строения в этой колонии в основном ветхое, выстроенное при начале заселения. Новых только три строения, каменные постройки отсутствуют вообще, так как в отведенной колонии земле камня для постройки нет. Постройки в основном состоят из избы с сенями, амбара и конюшни. Вместо заборов сделаны плетни. Позади домов – огороды, где высаживают раз личные овощи. Почти у всех высажены плодовые деревья.
Пчельников и мельниц нет, хлеб мелят в стоящих поблизости мельницах.
Пашенная земля разделена на три поля около 15 лет. Та, на которой сеют табак, удабривают навозов. Пашут землю плугами на лошадях.
Хлеба, картофеля и табака здешние колонисты по числу жителей сеют довольно. Относительно урожая – рожь, пшеница, овес, картофель и табак дают хороший урожай, ячмень и горох – посредственный, просо родится изобильно.
Хлеб по примеру российских земледельцев по сжатии складывают в скирды и по окончании полевых работ свозят в выстроенное поблизости гумно. Молотят хлеб невысушенным сразу летом, а иногда зимой лошадьми. Осознавая, что высушенный хлеб молотить удобнее, поступают так, т.е. молотят невысушенным, из-за необходимости: из-за отсутствия леса и дороговизны дров колонисты не имеют возможности выстроить овины, как у русских крестьян.
Хлебный общественный магазин в колонии хороший и выстроен на удобном месте. Сбор хлеба в магазин производится с 1783 года и доныне собрано ржи, пшеницы и овса по 18 четвертей. Бывший шульц и нынешний учета поступлений и выдачи в долг не ведут, поэтому им сделано соответствующее замечание.
Скота у здешних жителей довольно, из птицы имеют только кур. Жители колонии к работе прилежны, в домашних и жизненных запасах недостатка не имеют. За исключением льна и конопли, которые несколько лет подряд высаживали, но культуры совсем не родились. Кроме земледелия и скотоводства здешние жители ничем не промышляют. Относительно руководителей – здесь только два сапожника и один портной.
Хлеб и прочие свои избытки иногда продают на месте, но в основном вывозят на продажу в город Вольск. Цена при продаже бывает неодинаковой – нынешним летом (1797 год) продавали рожь – по 2 руб., пшеницу – по 3 руб.50 коп., ячмень – по 2 руб., овес – по 1 руб.30 коп., просо – по 1 руб.80 коп., горох – по 3 руб., картофель - - по 1 руб.30 коп. за четверть, а табак – по 1 рублю за пуд.
В 19 семьях был 31 работник. Общее число скота и птиц в семьях на 1798 год было следующее:
- лошадей - 115
- коров - 97
- овец - 228
- свиней - 50
- кур - 242
культура |
Посеяно
осенью 1796 г. и
в лето 1797 г.
(в четвертях) |
Урожай 1797 г.
(пудов) |
рожь |
66 |
357 |
пшеница |
95 |
435 |
ячмень |
5 |
27 |
овес |
44 |
221 |
просо |
3 |
26 |
горох |
2 |
10 |
картофель |
19 |
38 |
табак |
|
217 |
В 1989 году численность населения села Сосновка составила 718 человек.
|
Окаменелости с берегов Волги | |
|
Окаменелости с берегов Волги | |
Окаменелости с берегов Волги |
|
Окаменелости с берегов Волги |
|
|
|
|
Пресса военных лет |
|
Коллекция значков |
|
|