«Здоровье до того перевешивает

все остальные блага, что здоровый нищий

счастливее больного короля».

А. Шопенгауэр

 

 

Здоровье школьников - первоочередная задача, о которой задумываются руководители школ и педагоги. Нагрузка на учеников увеличивается, здоровье - ухудшается.

На базе МОУ - СОШ с. Подлесное  работает лицензированный медицинский кабинет, который включает в себя кабинет приема и процедурный кабинет. Медицинский кабинет оборудован всем необходимым оборудованием,  на безвозмездное пользование которым заключён договор с МУЗ «Марксовская ЦРБ» до 31.12.2016 года. Для обследования детей используются: ростомер, весы, тонометры( измерение давления), таблицы для проверки зрения.

Обслуживает кабинет медицинская сестра Павленко Татьяна Борисовна. Основной её  задачей  является проведение профилактического обслуживания школьников: наблюдение за физическим развитием, оценка состояния здоровья, проведение углубленных профилактических осмотров .

 

"Здоровье школьника"

Восемь способов сохранить здоровье школьника

Каникулы закончились! После десятидневного релакса ученикам снова придется вставать на уроки ни свет ни заря, по полдня сидеть за партами и допоздна корпеть над домашними заданиями. А это не так-то просто. Тем более что день сейчас очень короткий, а погода - холодная и промозглая. Ребята практически не видят естественного света и мало гуляют.

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?

1. Соблюдать режим дня

Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 - 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов.

2. Чередовать нагрузки

Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.

3. Пить витамины

Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.

4. Правильно питаться

Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.

5. Говорить о хорошем

Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов - лучшая защита от усталости и депрессии.

6. Выключить телевизор и компьютер

Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор - рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.

7. Заваривать травяные сборы

Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

8. Не требовать слишком многого!

Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом - например, в рисовании, музыке или фотографии.

 

Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

У наших школьников чаще выявляются нервно – психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно – воспитательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно – мышечной системы (сколиоз, плоскостопие), заболевания органов дыхания. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста  держится на высоком уровне и составляет примерно 2000 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно более 2х раз болел. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей и социальных партнеров, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, сбалансированное питание, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, велосипед, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов нашего учреждения.

В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых – неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Четыре аспекта здоровья:

 

соматическое здоровье (здоровье тела);

физическое здоровье;

психическое здоровье;

нравственное здоровье.

Научным обоснованием взятых аспектов является школьная валеология, в основе которой лежат три валеологических принципа: формирование, сохранение и укрепление здоровья. Главный упор в Программе делается на индивидуальные особенности каждого ребенка, сохранение и укрепление его здоровья в ходе учебного процесса и в связи с ним. Это означает, что деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику при школе, а работает в той части, где она может эффективно выявлять или предупреждать отклонения в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка.

Три направления:

Здоровая успешная личность обучающегося;

Профессионально – успешная личность учителя;

Успешная школа.

Вся оздоровительная работа школы строится по 8 компонентам модели:

Педагогика здоровья и воспитания.

Школьная служба здоровья (медицина).

Школьная среда.

Интеграция усилий школы, родителей, общественности.

Физическая культура.

Школьное питание.

Школьное психологическое сопровождение и социальная помощь.

Оздоровление персонала школы.

Основу укрепления здоровья составляет физкультурно – оздоровительная деятельность. Согласно стандартам нового поколения вводится 3-й урок физкультуры, динамический час в начальной школе, проводятся физкультминутки на уроках, музыкально – подвижные перемены. В образовательном процессе применяется личностно – ориентированный подход. Осуществляется надомное обучение по индивидуальным учебным планам с целью преодоления перегрузки. Применяются дозированные домашние задания, по отдельным предметам ведется работа без домашних заданий.

Содействие в повышении мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

Создать условия для укрепления, сохранения здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся

Расширить систему взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными структурами

Привлечь внимания всех субъектов образовательного процесса и общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»